Уже в дни Коммуны, вплоть до 21 апреля 1871 года включительно, когда из-за злобных, контрреволюционных выступлений художника Шама (псевдоним графа де Ноё) был закрыт журнал «Шаривари», в котором долгие годы постоянно сотрудничал Домье, художник создает и публикует произведения, гневно бичующие врагов народа: «Париж обличает» (30 марта), «Не за это я голосовал» (1 апреля), «Государственная колесница» (21 апреля) или приветствующие мероприятия Коммуны: «Декрет Коммуны» (3 апреля), «Вольтер аплодирует» (16 апреля). Характерен и созданный уже после поражения Коммуны литографский рисунок Домье «Парламентский поезд» (январь 1872), в котором с исключительной силой испепеляющей иронии показан правый депутат, содрогающийся от ужаса даже при виде красного цвета флажка железнодорожного стрелочника. Поэтому вполне уместно было выступление Ю.Бойтмана со специальной статьей против имевшей место недооценки творчества Домье в период Коммуны. Справедливо и его утверждение о том, что в ряде произведений Домье, опубликованных в конце марта - апреле 1871 года, явно видны «активные симпатии престарелого художника» и прямое одобрение действий Коммуны».
Несколько по-иному, но тоже весьма примечательно реагировал на революционные события 1871 года и другой знаменитый французский художник-график Постав Доре.
Развитие политической графики >>>
<<<Оглавление>>>