Известные мастера

Прежде всего становится очевидным, что фигура Домье-художника для его более молодых коллег являла собой достойный пример.

Один из выдающихся художников и видных деятелей Парижской Коммуны Ж. Пилотель в выпускаемом им журнале, давая общую весьма высокую оценку творчества Домье, особенно выделял его карикатуры на Тьера, которого «карандаш Домье преследовал без жалости и пощады». Поэтому вполне закономерно, что Домье, наряду с Коро, Курбе. Мане, Милле и некоторыми другими, был 17 апреля 1871 года избран в состав Федеральной комиссии художников.

И здесь важно отметить, что если некоторые широко известные мастера живописи, оказавшись в дни Коммуны вне Парижа, поспешили отмежеваться от созданной в то время Федерации художников, то Домье, напротив, не только остался в революционном Париже, но и создал в ту пору несколько произведений, направленных против его врагов. Верно писал в своей книге еще в 1930-е годы А. С. Гущин, что в работах Федеральной комиссии Домье вряд ли принимал какое-либо участие, ибо «имя его не встречается в протоколах присутствовавших на заседании. Однако если он и не стал на сторону Коммуны полностью, то он не стал в эти дни и на сторону ее врагов, но наоборот продолжал еще бороться с ними и теперь и позднее, когда настало торжество реакции». А ведь это самое существенное!


<<< Исследователи политической графики

Революционные события >>>

<<<Оглавление>>>