И напротив, те работы, авторы которых, при заметном различии стилевых приемов все же стремились отразить пафос и романтику революционных событий, торжественно украсить город, его улицы и дома, находили положительные отклики. Но именно это-то и не устраивало идейных лидеров футуризма. В целом отрицательно оценивая художественные итоги Октябрьских торжеств 1918 года в Петрограде, Н. Н. Пунин вульгаризаторски объявил дома и улицы Красного Петрограда «буржуазными», а их украшения в дни праздника «чуждой и мертвой идеей». Лишь футуристические приемы «разрушения» зримых форм старого мира находят у него сочувствие.
Однако Советская власть, выражая мнение масс трудящихся, стояла на иных позициях, и в апреле 1919 года Исполком Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов постановил «ни в коем случае не передавать организацию Первомайского празднества в руки футуристов из Отдела изобразительных искусств». Подобное же решение вынес 24 марта 1919 года и Президиум Моссовета, отметивший недопустимость того, «чтобы нелепые, пошлые и противореволюционные проявления художественного творчества санкционировались авторитетом Советской власти и чтобы на них тратились народные деньги».
Характерным явлением художественной жизни той поры, наглядно продемонстрировавшим, кто же и как реально откликается на задачи, которые ставила перед искусством Советская власть, была открытая 13 апреля 1919 года в Зимнем дворце в Петрограде Первая Государственная Свободная выставка произведений искусства. «Это была,- как справедливо писал историк советского искусства П. И. Лебедев,- самая большая выставка за годы гражданской войны» мо. На ней участвовало более 350 художников, показавших около 2 тысяч различных произведений живописи, скульптуры и графики.
<<<Оглавление>>>