Художественные украшения в виде живописных панно, знамен, декоративных плакатов и штандартов, триумфальных арок и обелисков, мачт-флагштоков и т. п. создавались в Петрограде и Москве, в Нижнем Новгороде, Пензе, Саратове, в ряде других городов страны.
Здесь, на практике, представители различных художественных направлений и течений той поры впервые получили возможность продемонстрировать желание и способности служить своим творчеством интересам победивших революционных масс рабочих и крестьян. Это явилось, особенно в Петрограде, где в ту пору были сосредоточены значительные художественные силы, своеобразным соревнованием между так называемым «левым» искусством, претендовавшим на руководящую роль, и всеми другими противостоящими ему течениями. Успех праздничного оформления, выполненного художниками-реалистами, был очевиден. Между тем, художники группы «левых», несмотря на целый ряд интересных решений, «порой теряли связь с реальными практическими задачами, выдвигавшимися жизнью перед агитационно-массовым искусством,- писала И. Ростовцева, специально изучавшая праздничное оформление Петрограда 1918 года.- Их поиски,- продолжала она,- иногда уводили искусство на путь схемы и декларативности и делали их оформление мало понятным широким массам».
Другой исследователь - О. Немиро, подчеркивая большой вклад художников-реалистов в украшение Петрограда к Октябрьскому празднику 1918 года, отмечал, что футуристическое оформление лишь «на первый взгляд казалось броским, ярким, но при внимательном ознакомлении - идейно нечетким или чересчур усложненным для понимания, малодоступным для народа». Позднее он же справедливо писал, что «декоративно-оформительские работы футуристов не вызвали симпатии у широкой аудитории» 105. Отрицательные оценки футуристического формотворчества уже в 1918-1919 годах содержались в письмах рабочих и красноармейцев, во многих отзывах тогдашней прессы.
<<< Председатель Союза В. Симонов
Вклад художников-реалистов в украшение Петрограда >>>
<<<Оглавление>>>