Но много ли художников и скульпторов разделяют его учение?..

В протоколе заседания Пленума ЦК партии от 31 марта 1918 года записано: «Было, констатировано, что период завоевания власти кончился, идет основное строительство. Необходимо привлекать к работе знающих, опытных, деловых людей. Саботаж интеллигентских кругов сломлен...».

Правда, и весной и летом 1918 года многие художники Петрограда, решительно несогласные с политикой «художественной диктатуры творческого меньшинства», уже проводимой руководителями Отдела ИЗО Наркомпроса, открыто выступали против целого ряда конкретных шагов этого Отдела, прежде всего связанных с нигилистическим отношением ко всему искусству прошлого, с огульным зачислением всех художников-реалистов в разряд «классово чуждых пролетариату», «художественных белогвардейцев» и т. д. и т. п.

Серьезное недовольство большинства художников Петрограда вызывало и то обстоятельство, что совершенно не авторитетные как творчески, так и в области художественно-организаторской деятельности руководители Петроградской художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса были «назначены сверху», а не избраны.

В этом отношении показательно обращение Временного Комитета Союза деятелей искусств уже в то время, когда эта организация отказалась от саботажа в отношении Советской власти, ко всем товарищам-художникам и гражданам. Принятый в начале апреля 1918 года текст обращения гласил:

«Как и год тому назад, искусство России в опасности. Уже не толпа, объятая мятежом,- теперь на искусство посягают наши товарищи. На словах они за свободу искусства, на деле требуют свободы только для себя. Они стараются уверить, что именно их искусство понравится пролетариату, что они «левые» в искусстве, хотя многие из них работали в весьма традиционном направлении.


<<< Памятник Карлу Марксу

Серьезное недовольство большинства художников Петрограда >>>

<<<Оглавление>>>