Показательно, что первым широко разработанным официальным документом, вышедшим из недр Петроградской Коллегии по делам искусств и художественной промышленности при Отделе ИЗО Нарком-проса, была подготовленная весной 1918 года Декларация по вопросу о Петербургской Академии художеств.
Именно в этом документе, выпущенном отдельной листовкой в начале апреля 1918 года, еще до декрета об упразднении Академии художеств, было прямо заявлено о том, что «Петербургская Академия художеств... не только не способствовала росту русской культуры, но была постоянным и грубым ее тормозом... Она не должна существовать, поскольку дело идет о действительных художественно-творческих интересах человечества... должна быть упразднена». Здесь же был поставлен и вопрос о выделении из Академии Высшего художественного училища и реорганизации его в Свободную художественную школу.
Особо подчеркивая и обосновывая необходимость упразднения Академии художеств, авторы декларации практически ушли от важнейшего вопроса о необходимости демократизации высшей художественной школы, от проблем улучшения самой системы подготовки художников, сводя здесь дело лишь к изучению техники художественных материалов, к улучшению преподавания теории и истории искусства. И это было не случайно. Разрушительные тенденции в отношении «старого» искусства «левыми» художниками, в отличие от А. В. Луначарского, всегда выдвигались на передний план.
<<< Провал программы Луначарского
Необходимость упразднения Академии художеств >>>
<<<Оглавление>>>