Мнение всего художественного мира

Масса деятелей искусств в самые первые дни и месяцы после Октябрьской революции еще придерживалась старых, мелкобуржуазных представлений о «демократии» и «свободе искусства», и поэтому в принятой большинством резолюции (по предложению архитектора В. И. Дубенецкого) было записано: «Союз деятелей искусств считает своим долгом перед всем народом взять на себя контроль над всеми мероприятиями государственного и общественного характера, касающимися искусства, а также над всеми учреждениями по искусству, с тем, чтобы они были сохранены в целом до окончательного их устроения учредительным Собором Деятелей искусств. Всякая общая коренная перестройка до Собора есть предрешение Волн Собора. Собор необходимо созвать возможно скорее».

Мало изменилось положение и в декабре 1917 года, хотя отдельные шаги частного порядка по сотрудничеству с органами Советского государства в ту пору предпринимались как со стороны деятелей «правого», так и «левого» направлений.

Характерно, что когда под руководством органов Советской власти в самом конце ноября и начале декабря 1917 года в Зимнем дворце был создан так называемый Совет пролетарского искусства, куда вошли А. Н. Бенуа, В. А. Верещагин и некоторые другие лица, далекие от «левого блока», то на общем собрании Союза деятелей искусств 3 декабря эти их шаги были осуждены. Представитель «левого блока» О. М. Брик прямо заявил, что «политическую платформу в искусстве нельзя допускать», а в принятой резолюции было записано: «Союз деятелей искусств, как и прежде, считает недопустимым какую-нибудь опеку или руководство над искусством со стороны учреждений или организаций политического характера».


<<< От лица народа

Союз деятелей искусств >>>

<<<Оглавление>>>