Этими же настроениями проникнута и весьма остроумная по замыслу открытка «Кегсль-бан», где революция показана в виде красного шара, сметающего кегли с портретными головками известных деятелей самодержавного режима - Витте, Игнатьева, Победоносцева и других.
В этом же плане весьма знаменательна и открытка с явно сочувственным изображением восстания солдат и матросов в Свеаборге летом 1906 года.
Художники, работавшие над революционной открыткой в 1905- 1907 годах, использовали любые благоприятные возможности для критики самодержавия, для разоблачения деятельности его верных слуг.
Так, имея в виду традиционный обычай пасхальных поздравлений на открытках, петербургское издательство В. А. Металышкова выпускает к этому празднику 1906 года серию открыток, где в рисунках, несмотря на внешне пасхальную оболочку, ясно выражено отношение к тем или иным современным политическим событиям. К этой серии принадлежит и открытка «Ты опять пришла к нам мешать?». Автору рисунка, помещенного на этой открытке, еще находящемуся под властью либерально-буржуазных иллюзий, Государственная дума представляется силой, способной спугнуть пожирающих пирог птиц, в облике которых выступают представители сановной бюрократии, жандармерии и царской военщины.
Более глубоко и верно на деятельность созданной царским правительством Государственной думы смотрел художник-сатирик Михаил Столяров (1893-?), представивший плоды всех ее заседаний, речей и запросов в виде поедаемого мышами потока бумажной макулатуры, текущего в архив.
Художники, работавшие над революционной открыткой >>>
<<<Оглавление>>>