Широкое издание легальных и нелегальных революционных открыток

Кстати сказать, товарищем А. Л. Пятигорского был Э. Ф. Зиварт (1879-1937), латышский художник и гравер, член латышской СДРП, заведовавший печатным делом в офортной мастерской Академии художеств, руководимой В. В. Матэ. Квартира Э. Ф. Зиварта в здании Академии художеств использовалась в конспиративных целях петербургскими большевиками, а он сам, по его воспоминаниям, как гравер-офортист выполнял различные задания РСДРП. Не исключено, что Э. Ф. Зиварт был непосредственно причастен к печатанию тиража офорта с портретом К Маркса, выполненного А. Л. Пятигорским.

К Первомайскому празднику 1906 года, впервые отмечавшемуся в России в относительно легальных условиях и потому приобретшему довольно широкий размах, было издано несколько специальных открыток, для которых использовались произведения художников, помещавшиеся на первомайских открытках, выпущенных за рубежом.

На основе напечатанной еще в 1893 году немецкими социал-демократами открытки с воспроизведением картины художника Г. Нентша «1 Мая - пролетарский праздник», в России были изданы подобные же открытки с надписями на русском языке.

Интересным образцом открыток этого времени был и своеобразный монтаж с изображением различных органов международной социалистической печати, на фоне которого был помещен портрет К- Маркса, а внизу лозунг - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

В агитационных целях издавалось довольно много открыток с текстами, а подчас и с йотами революционных песен: «Варшавянка», «Рабочая марсельеза», «Похоронный марш», «Красное знамя» и, наконец, пролетарский гимн «Интернационал».


<<< Сатирические открытки

Агитационные цели >>>

<<<Оглавление>>>