Вариант «Социальной пирамиды»

В своих воспоминаниях И. Р. Белопольский, один из организаторов большевистских издательств в 1905-1907 годах, пишет о том, что «огромным успехом у населения пользовались репродукции картин на революционные сюжеты: «Социализм-освободитель», «Улица Святого Антония в 1830 году», «Смерть Марата» и др.».

Особенно широкое распространение в период революции 1905- 1907 годов получили сатирические открытки. Печатались эти открытки как в Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве, так и в ряде других городов, причем для их изготовления использовались как типографские и литографские, так и просто фотографические способы, все легальные и нелегальные пути.

Ряд открыток давал в рисунках яркое разоблачение политики царского правительства, пытавшегося отвлечь народ от революции «дарованием» конституции, созывом совещательной думы и другими либеральными подачками, представлявшимися апологетами самодержавия как «свободы».

Гневная сатира была направлена против персоны самого императора Николая II и в особенности против таких рьяных защитников самодержавия, как С. Ю. Витте, Д. Ф. Трепов, П. Н. Дурново, К. П. Победоносцев, Иоанн Кронштадтский, и многих других деятелей реакционного направления.

Особенно остро бичевал политику самодержавия в своих сатирических рисунках, воспроизводившихся на открытках, художник-сатирик М. М. Чемоданов. Его рисунки «Старая басня на новый лад», «Царская милость русскому народу» и многие другие, нелегально печатавшиеся в известной московской фотографии Д. И. Песчанского, разоблачавшие соглашательскую политику либеральной буржуазии, призывавшие к решительной борьбе со всеми реакционными силами царизма и его защитников, были созвучны тем лозунгам, которые выдвигала в это время большевистская партия. Не случайно рисунки Чемоданова публиковались и на страницах изданий, связанных с московскими большевиками, в журналах «Жало» и «Крамола».


<<< Списки открыток

Сатирические открытки >>>

<<<Оглавление>>>