Союзники рабочего класса

Резкой обличительной критике был подвергнут на страницах петербургских журналов царский манифест. Уже на обложке первого номера журнала «Пулемет» художник И. М. Грабовский помещает фигуру студента с призывом «Долой!», указывающего на текст манифеста, где отпечатана кровавая рука Трепова. Иронически высмеивает характер «дарованных» свобод И. И. Бродский в рисунке «Все свободы родились 17 окт. и скончались 17 окт.». Этой же теме посвящены и многие рисунки на открытках.

Особенно ожесточенному и всестороннему обстрелу в петербургских и выпускавшихся в других городах журналах подвергались влиятельные царские сановники, являвшиеся олицетворением реакции или либерально-монархического обмана - Победоносцев, Дурново, Витте, Столыпин; царские генералы и палачи революции - Трепов, Дубасов; известные черносотенцы - Крушеван, Грингмут, Иоанн Кронштадтский, Пихно, Илиодор; аферисты, нажившиеся на народных бедствиях,- Лидваль, Гурко и прочие.

Одной из лучших серий ядовитых шаржей такого типа была исполненная Б. М. Кустодиевым и З. С. Гржебиным портретная галерея «Олимп», помещенная в журнале «Адская почта». Рядом с ней можно поставить меткие и острые портретные шаржи киевлянина В. Ф. Каду-лина («Министерство Пихно»), типизированный сатирический образ бюрократа и чиновника («Параграф Циркулярович Бюрократов»), созданный Р. Зариньшем для латышского журнала «Свари».


<<< Направление «Зрителя»

Карикатуристы 1905-1907 годов >>>

<<<Оглавление>>>