К образу рабочего - героя революции - обращались петербургские художники: И. М. Грабовский («Его рабочее величество пролетарий всероссийский» на обложке журнала «Пулемет» за 1905 год, № 2) и А. А. Чикин в рисунке на обложке «Календаря для всех на 1908 год», выпущенного большевиками, а также известный эстонский художник А. Лайкмаа, создавший обложку альбома для рабочих «Эдаси» («Вперед»), М. Фармаковский, работавший в Одессе в журнале «Звон», киевляне И. М. Бурячок и А. К. Бабенко, сотрудничавшие в «Шершне», художники саратовского журнала «Карандаш», астраханской «Волги» и многие другие. Все это характеризовало те элементы социалистической художественной культуры, которые рождались в изобразительном искусстве нашей страны в период революции 1905-1907 годов.
Союзники рабочего класса - революционное крестьянство, трудовая интеллигенция, восставшие солдаты и матросы - и их участие в событиях 1905-1907 годов не раз находили отражение в произведениях И. Бродского, И. Грабовского, П. Добрынина, С. Животовского, Д. Кардовского, А. Любимова, М. Михайлова, Н. Пирогова, М. Столярова, Н. Фешина, Н. Шестопалова и других.
В острых журнальных рисунках, таких, например, как «Осел в натуральной величины» И. Я. Билибина, «Орел - оборотень» З. С. Гржебина в «Жупеле», «Звездная палата» А. М. Любимова в «Лешем», «Зачитался (Мыши подтачивают царский трон)» Г. П. Эрастова в «Буреломе», в опубликованных на открытках различных вариантах рисунка «Социальная пирамида», художники раскрывали эксплуататорскую сущность самодержавного строя, высмеивали царизм с его «священными» атрибутами.
<<<Оглавление>>>