Политические и эстетические позиции

Однако наряду с либерально-буржуазными взглядами среди некоторых представителей художественной интеллигенции в эту пору были распространены и иные, гораздо более откровенные консервативные воззрения, также являвшиеся следствием влияния господствующей культуры.

Осенью 1905 года из состава действительных членов Академии художеств выходит широко известный художник В. М. Васнецов, но причины его ухода были совершенно противоположного свойства, нежели В. А. Серова. Он был оскорблен тем, что Академия художеств не приняла мер к недопущению в ее залах, где тогда экспонировалась выставка его произведений на религиозные темы (закрытая на 10 дней раньше срока), революционных студенческих сходок, осуждал молодежь за якобы «полное неуважение к свободе и правам личности», за «полное и совершенное неуважение к свободному искусству», требовал, чтобы политика была «совершенно выведена из стен университетов, академий и прочих учебных заведений».

Вскоре после отказа В. М. Васнецова от звания действительного члена Академии художеств, еще до обсуждения его письма в общем собрании Академии, в газетах появилось следующее сообщение: «На днях профессор Нестеров прислал в Императорскую Академию художеств заявление о том, что он отказывается от устройства выставки своих картин в залах Академии. Выставка эта должна была открыться 1-го декабря текущего года и продолжаться до 1-го января будущего года. Мотивом отказа от занятия академических зал последними иконописными произведениями художника послужило то, что г. Нестеров присоединился к мнению профессора В. М. Васнецова, выраженному в его письме, адресованном на имя бывшего вице-президента Академии графа И. И. Толстого, по поводу неприкосновенности художественных выставок».


<<< Позиция А. Н. Бенуа

Отказ В. М. Васнецова >>>

<<<Оглавление>>>