При этом представлялось желательным, чтобы известные (и могучие) сдерживающие силы продолжали действовать, дабы удержать государственную колесницу от свержения в бездну. Требовалась великая осторожность, всякая же поспешность могла бы повести к катастрофе. Даже те, кто не доверял самой личности Николая II и видел в его неспособности править государством главную беду, и те были уверены, что отныне монархическая власть будет в значительной степени обезврежена, произвол обуздан. К таким осторожным и благоразумным элементам принадлежал почти весь наш парижский кружок, да и мое личное отношение, при всей моей «органической» чуждости политике, было подобного же характера».
В свете всего этого становится вполне объяснима и фраза из приводимого А. Н. Савиновым июльского (1905) письма А. Н. Бенуа И. С. Остроухову: «Быть может, уже в Москве провозглашена республика? Этого я бы все же не желал. Не то нам нужно».
Становится ясной и вся несостоятельность заявления А. Н. Савинова, что сомнения Сомова и Бенуа в «Жупеле» возникали «не из-за его революционности, а наоборот, из-за ее недостаточности, с их точки зрения». Ведь в противоположность этому голословному утверждению, сам А. Н. Бенуа еще в 1905 году писал, как было показано выше, о своей сильной боязни (курсив наш.- В. Ш.), что журнал этот «будет именно партийным органом ультрапрогрессивной партии».
В дальнейшем эти политические и эстетические позиции А. Н. Бенуа несколько изменились. В 1910-х годах он решительно выступал против так называемых «левых» и футуристов. В 1917-1918 годах, сразу же после победы Великого Октября, не только поддержал первые мероприятия Советской власти по охране памятников искусства, но и много сделал для организации работы Государственного Эрмитажа, и как художник, историк искусства, и критик внес заметный вклад в развитие отечественной культуры и искусства.
Политические и эстетические позиции >>>
<<<Оглавление>>>