Разоблачительный, гневный сарказм

Давая место на страницах общероссийской марксистской газеты и карикатурам против царизма в защиту освободительной борьбы украинского народа, и украинскому языку, В. И. Ленин и редакция «Искры», таким образом, также выступали против национального угнетения, за объединение сил всех пародов России в борьбе против самодержавного гнета.

Установление имени одного из художников ленинской «Искры» весьма существенно как для истории русской, так и украинской политической графики. Это еще одно конкретное свидетельство единения всех передовых демократических и социалистических сил разных народов Российской Империи в борьбе против царизма и всех его приспешников.

Первая общероссийская марксистская газета - ленинская «Искра» была надежной базой такого единения, и на ее полосах, как видно, получали возможности контактов с читателями и зрителями те деятели культуры разных народов, которые несли в своем творчестве демократические и социалистические элементы.

Показательно, что в карикатурах В. В. Ризниченко, печатавшихся в «Искре», гневно обличались и подвергались беспощадной критике не только русский царизм, но и украинские помещики, попы, сельские богатеи, поддерживавшие самодержавие и, в свою очередь, опиравшиеся на его штыки и нагайки.

Благодаря революционно-демократической и интернационалистской позиции художника смысл и содержание создаваемых им произведений были созвучны всем другим материалам, помещенным в «Искре».

Не случайно и то, что с «Искрой», как известно, поддерживал связи великий украинский писатель Иван Франко, при прямом содействии которого еще в 1901 году В. В. Ризниченко опубликовал свой первый на украинском языке перевод горьковской «Песни о Буревестнике». В дальнейшем В. В. Ризниченко поддерживал дружеские связи и с Лесей Украинкой, и с некоторыми другими деятелями украинской культуры, которые были близки к революционным организациям.

Сатирические же рисунки В. В. Ризниченко, помещенные в ленинской «Искре», дают возможность не только существенно дополнить его творческую биографию, но и приоткрыть одну из важных, но до сих пор забытых, начальных страниц истории участия художников в революционной партийной печати.


<<< Портретное сходство

В пламени революции (1905-1907 гг.) >>>

<<<Оглавление>>>