Художник и поэт

Е. П. Демченко, изучавшая материалы в отделе рукописей Института литературы имени Т. Г. Шевченко АН УССР, знала, что в то время, когда в ленинской «Искре» публиковались рисунки В. В. Ризниченко, он жил в Херсоне и работал статистиком в уездной земской управе.

Обратившись к херсонской газете «Юг» (редактор которой, известный краевед и археолог В. И. Гошкевич, в жандармских донесениях числился революционно настроенным человеком), мы обнаружили некоторые из материалов, давшие толчок для создания В. В. Ризниченко сатирических рисунков.

1 января 1902 года в этой газете сообщалось о встрече царя Николая II с представителями корпуса жандармов. По всей вероятности, это известие вскоре было использовано В. В. Ризниченко как тема для очень меткой карикатуры - первой его работы, напечатанной в «Искре» в марте 1902 года (иллюстрированное приложение к № 18).

На пьедестале две фигуры - осклабившийся в самодовольной ухмылке монументоподобный жандарм и чуть ли не висящий на нем, крепко его обнявший и целующий царь. Жандарм - основная опора самодержавного режима, таков содержательный, резко иронический смысл всей представленной в рисунке ситуации. А рядом с жандармом и царем бравый казак-усмиритель с нагайкой в руке, конфузливо отвернувшийся от этой сцены, унижающей «помазанника божьего», и готовые на все бюрократы-чиновники, рядящиеся в рабочие одежды провокаторы, а также сыщики, стражники и им подобный люд, с радостным умилением и горячим восторгом приветствующий эту крепнущую сердечную связь.


<<< Сатирические рисунки

Две фигуры >>>

<<<Оглавление>>>