После победы Великой Октябрьской социалистической революции

Имеется и еще ряд художников, сотрудничавших в различных дореволюционных большевистских изданиях, имена которых скрыты под разнообразными, до сих пор нераскрытыми псевдонимами и монограммами. Однако в целом вопрос о художниках, выступавших со своими произведениями в большевистской партийной печати первых десятилетий нынешнего века, до сих пор по-настоящему не исследован.

Если не считать изданного еще в 1900-1901 годах Союзом русских социал-демократов, а в 1905 году переизданного большевистским издательством «Вперед» широко популярного в революционных кругах рисунка «Социальная пирамида», автором которого, по сообщению П. Н. Лепшинского, был Н. Н. Лохов, известный также по воспроизведенному на открытках его же рисунку «Крушение ладьи самодержавия», то первыми карикатурами, появившимися на страницах изданий революционной российской социал-демократии, следует считать рисунки из иллюстрированных приложений к ленинской «Искре».

Не раз воспроизводившиеся в различных изданиях последующих лет, карикатуры эти тем не менее долгие годы не подвергались глубокому и всестороннему изучению. Лишь в изданной Ленинградским университетом книге «Русское искусство и революция 1905 года» (Л., 1960), да в одной из статей профессора Б. В. Павловского, опубликованной в 1960 году в Свердловске, приведено описание отдельных искровских карикатур и сделана попытка дать их общую историко-художественную оценку.


<<< Политическая графика и карикатура дореволюционной большевистской печати

Русское искусство и революция 1905 года >>>

<<<Оглавление>>>