Но совершенно необходимо было, учитывая неточность и устарелость данных Ю. И. Масанова, во-первых, по возможности полно включить псевдонимы и монограммы, встречающиеся в журналах 1905-1907 годов, в именной указатель, а во-вторых - более внимательно отнестись к тем сравнительно новым трудам, где эти псевдонимы и монограммы уже раскрыты. Тогда среди авторов журнала «Зритель» появился бы и видный деятель большевистской партии В. В. Боровский, а не П. Орловцев (см.: Боровский В. В. Эстетика. Литература. Искусство. М., 1975); вместо «таинственного» В. Беранже читатель встретил бы подлинного художника В. Я. Берингера; псевдонимы Макс, М. Акс и некоторые монограммы, встречающиеся в журналах «Ярославская колотушка», «Дубинушка», «Метеор», были бы отнесены к реальному художнику М. В. Несытову, также как псевдоним О. Шлинг, встречающийся в тифлисских журналах, нашел бы своего владельца в лице известного художника О. И. Шмерлинга. Если бы составители некритически не переписывали сведения Ю. И. Масанова, со всеми его ошибками, а пользовались бы более надежными источниками, то выдающемуся русскому художнику И. А. Касаткину, жившему и работавшему в Москве, не были бы приписаны совершенно примитивные рисунки, подписанные псевдонимом КАЭМ, публиковавшиеся в Петербургских журналах «Свобода», «Девятый вал», «Поединок»; не был бы искажен и один из инициалов известного художника М. Н. Яковлева, сотрудничавшего в то время в киевских журналах, и т. д. и т. п.
Исследователи привыкли доверять справочно-библиографическим изданиям, особенно выходящим под столь солидной маркой, как Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина, и потому наличие целого ряда ошибок и неточностей в сводном каталоге «Русская сатирическая периодика 1905-1907 гг.» вдвойне огорчительно.
<<< Сводный каталог сатирических журналов
Государственная библиотека СССР >>>
<<<Оглавление>>>