Значительно точнее, несмотря на заметно меньший объем (если сравнивать с соответствующим разделом книги «Русская художественная культура конца XIX-начала XX века»), была охарактеризована в книге «Пути развития русского искусства конца XIX - начала XX века» русская скульптура 1905-1907 годов (автор И. М. Шмидт). Однако ряд произведений русских ваятелей, главным образом петербуржцев, откликнувшихся на революционные события, к сожалению, были обойдены и в той, и в другой книге.
Наименее удачным в книге «Пути развития русского искусства конца XIX - начала XX века» оказался показ русской живописи 1905- 1907 годов. В этой части борьба двух культур в живописи представлена всего лишь как противоположность «демократических и салонных тенденций», не вскрыты порожденные этой борьбой идейные противоречия в творчестве таких видных мастеров, как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров и некоторых других. Не учитывая ленинского положения о «двух войнах» в период революции 1905-1907 годов, не используя в должной мере работы своих предшественников, автор не только не подошла к анализу процессов развития русской живописи «в их реальной сложности и противоречивости», но и весьма субъективно оценила ряд известных картин, созданных И. Е. Репиным, В. Е. Маковским, И. А. Владимировым, прошла мимо произведений, важных для правильного понимания процессов, происходивших в русской живописи 1905-1907 годов.
<<< Этапы в изучении искусства
Пути развития русского искусства >>>
<<<Оглавление>>>