Чувство протеста

Что же касается высказываний Н. В. Орлова, связанных с идеями толстовской философии, то эти мысли в той или иной форме являлись выражением противоречий в его мировоззрении, подобных тем, которые так точно были выявлены В. И. Лениным у Л. Н. Толстого. Причем, они были не только личными противоречиями мысли Л. Н. Толстого или Н. В. Орлова, но отражали противоречивый характер самой действительности того времени, само положение массы русского крестьянства. Как уже отмечалось, все это находило отражение и в творчестве Н. В. Орлова, в его тематической и сюжетной ограниченности, в не до конца понятой им роли крестьянских масс в революции, в том, что, показывая классовое расслоение в деревне, он не всегда четко выявлял существо классовой борьбы, преувеличивал морально-нравственное единство среди уже социально неоднородной крестьянской массы. Однако при всем этом всегда следует видеть и отмечать сильнейшие стороны Н. В. Орлова как художника-реалиста, очень близко стоявшего к жизни беднейшей части крестьянства и в силу этого сумевшего отразить интересы не столько его большей части, которая, но словам В. И. Ленина, «плакала и молилась, резонерствовала и мечтала, писала прошения и посылала «ходателей», - совсем в духе Льва Николаича Толстого!», - а той, меньшей, которая решительно протестовала и «действительно боролась».

Именно поэтому, несмотря на всю ограниченность взглядов художника, мы смело можем назвать Н. В. Орлова выразителем революционно-демократических идей в русской живописи конца XIX - начала XX века.


<<< Образы людей

Проблемы изучения изобразительного искусства времени революции 1905-1907 годов >>>

<<<Оглавление>>>