Образы людей

В этих словах ясно звучат ноты, связанные с толстовским учением о непротивлении злу, такого чуждого Орлову в предшествующие годы. И напрасно автор монографии об Орлове С. И. Софронов, знавший эти высказывания художника, умалчивал о них, ибо они помогают не только правильно понять, но и верно объяснить и оценить тс противоречия, которые были характерны в это время отнюдь не только для одного Орлова.

Более того, следует отметить, что С. И. Софронов обходит молчанием и текст дарственной надписи на альбоме «Русские мужики», преподнесенном Орловым В. И. Ленину. А ведь и там, не только форма самого обращения «Брат мой!», но и противопоставление революции нравственной революции материальной свидетельствует о воздействии на Орлова некоторых сторон толстовства.

Однако - вопреки этим субъективным мыслям и желаниям «никого не обвинять», родившимся, конечно, под влиянием большого авторитета

Л. Н. Толстого, сами художественные произведения Орлова, и в частности его картина «С войны», являются ярким обвинением всей авантюристической безрассудной политики царского самодержавия, ввергшего народ России в жестокую кровавую бойню, принесшую ему неисчислимые беды и страдания. Не мог заглушить художник-реалист в своей картине и чувство протеста, которое неизбежно возникало в крестьянских массах в результате бессмысленных жертв и военных неудач, основная тяжесть которых падала на плечи трудового парода. Поэтому не случайны и в этой его картине образы размышляющих и решительно протестующих людей.


<<< Новые силы

Чувство протеста >>>

<<<Оглавление>>>