Крестьянское бытовое искусство. Введение. Часть 5

Северо-двинская расписная прялка, олонецкая зыбка, вологодская коробья, тверская вышивка, нижегородские сани, костромской резной фриз, ярославская пряничная доска, вятская глиняная игрушка — все эти большие и малые, коренные и случайные предметы, ярко воплощающие основы бытового крестьянского искусства, находятся далеко в стороне от больших дорог русской художественной и критической мысли. Они принадлежат иному, далекому миру, незнаемому быту, чуждой жизни. На них никак не распространяются научные и художественные изыскания русских историков искусств.

Город и деревня, обособленные и неслиянные во всей позднейшей истории русской культуры, являются противопоставленными и отчужденными и в области их худо-жественного изучения. Еще не пролегла тропа изучения в глубину огромных деревенских территорий, где жизнь крестьянина была наполнена своеобразным и подлинным, реализованным и закрепленным в быту, искусством. Его все еще склонны рассматривать как занимательное для просвещенного городского человека варварство. Маловнимательный взор скользит там, где должно бы сосредоточиться пристальное, строгое и серьезное изучение.


Подзор резной. Деталь. Мотив льва, вариант. Средне-волжский район

Русская деревня, создавшая яркий и цельный художественный склад своего быта, должна перестать быть мертвой пустыней для русских художников, критиков, коллекционеров, историков искусства.

Русские музеи оказались наиболее деятельными и дальнозоркими представителями русских культурных сил. Громадную и многоценную работу, которой они могут гордиться, совершили эти музеи, подготовив обширный материал для изучения старого вещественного крестьянского быта. Они собирали и сохраняют немалое количество ценнейших памятников, характеризующих этот быт с различных сторон. Малоисследованные собрания этих хранилищ должны будут послужить постоянной неоспоримой и главной опорой во всем дальнейшем изучении крестьянского искусства. Будничное, повседневно проявляющееся в хозяйственном и частном быту, это искусство почти не имеет прямых письменных о себе свидетельств; во всем разнообразии русских архивных материалов немного найдется и таких документов, которые хотя бы косвенно приоткрывали бытовую и художественную историю этих памятников. Исследование забытого и почти исчезнувшего крестьянского искусства естественно долито будет направляться по пути непосредственного изучения сохранившегося в музеях инвентаря деревенского быта.


<<< Крестьянское бытовое искусство. Введение. Часть 4

Крестьянское бытовое искусство. Введение. Часть 6 >>>

<<<Оглавление>>>