Геометрические узоры, выполненные неглубокой трехгранно-выемчатой порезкой, исключительно широко распространены в крестьянских деревянных изделиях средней и северной России и встречаются на предметах разнообразнейшего бытового назначения. Вплоть до самого последнего времени они являются наиболее распространенными элементами крестьянской иконографии; их техническое выполнение, как уже было указано в характеристике резьбы, выражает основную и наиболее древнюю традицию обработки дерева в крестьянском искусстве: резьбою вглубь оно впервые преодолевало слепой материал и, не создавая еще рельефа, запечатлевало на дереве начала своих изобразительных устремлений.
Конец полотенца. Вышивка. Деталь. Северный район
Этот вид резьбы можно сопоставить, по некоторому техническому сродству, с исполнением орнаментации па предметах древнего гончарства. Художественно-технический принцип выдавливания или тиснения для мягкой необожженной глины получил, в применении к дереву, выражение в форме выемки или вырезки. В этом внутреннем стилистическом и техническом родстве двух древних художественных приемов уже находится указание на необозримые хронологические ступени, но которым медленно двигалось крестьянское искусство, настойчиво сохраняя преемственность формальных традиций. О том же говорит и орнаментальное содержание этой резьбы, где радиально расчлененный круг играет главнейшую роль. Этот круг — древний языческий символ солнца — главное и постоянное око крестьянской резьбы: этим тысячекратно повторенным оком глядит вся старая крестьянская резьба. Стихийное культовое начало сквозит в геометрическом обличье трехгранно-выемчатой резьбы. Она вся изнутри освещена немеркнущим языческим культом солнца.
Концы полотенец, вышитых красной нитью. Северный район
Система кругов, их секторов и сегментов — в разнообразнейших соединениях и комбинациях XVIII века — в своем чистом идейном содержании является символическим изображением величественного и всепокоряющего явления природы, в культе которого заключается глубокое и целостное мировоззрение древнего язычества. В простом ремесле еще неискушенной руки, в мерных, спокойных, постоянных, стихийно нарождающихся чертах и порезах, в повторяющихся орнаментальных знаках — отразился культ животворящего светила, мерно совершающего свой каждодневный путь над пашнями, лесами и поселениями крестьянской земли.
<<< Художественный быт крестьянского искусства. Часть 7.
Художественный быт крестьянского искусства. Часть 9. >>>
<<<Оглавление>>>