Нужно считать малообоснованным предположение, что мы не знаем художественных традиций крестьянского русского искусства XVII, XVI и предшествующих им веков только лишь за отсутствием самых памятников, не сохранившихся до нашего времени. Значительные и характерные приобретения в иконографической области искусства за эти близкие века, если бы таковые приобретения были, несомненно перешли бы в большей доле и в декорацию бытовых предметов позднейшего века и уживались бы там наряду с более новыми мотивами. Примеров такого органически - художественного сочетания древнего и новейшего мы имеем не мало в пределах XVIII—XIX веков. Диализ показывает нам, что формальные элементы, время от времени воспринимаемые и усваиваемые крестьянским искусством, держатся в нем чрезвычайно долго и прочно и отнюдь не легко уступают место новейшим орнаментальным приобретениям. Традиции крестьянского искусства таковы, что оно ничего не выпускает и не теряет из своих приобретений, и накапливаемое им иконографическое богатство — в точном смысле этого выражения — навеки сохраняется в единой падежной сокровищнице; если же мы и наблюдаем иногда исчезновение какого-нибудь мотива, то оно всегда совершается медленным путем многочисленнейших декоративных перефразировок, постепенно затемняющих его основной и первичный тематический смысл, но сохраняющих его декоративно-орнаментальный облик. Первичный реалистический мотив конской головы может постепенно деформироваться в глухой и невнятный геометрический узор, но этот узор будет пребывать в океане крестьянского бытового искусства в течение столетий.
Конец полотенца, вышитый цветными нитями. Мотив птицы-павы. Архангельская губерния. Из коллекции Л. И. Свионтковской-Вороновой
Имея в виду указанный своеобразный характер художественного формирования крестьянского искусства, в котором с редкой частотой проявляются эволюционные принципы и стадии атавизма, мы должны допустить, что допетровское крестьянское искусство в его узком и чистом виде было, невидимому, почти наглухо изолировано как от влияний городской художественной культуры высших социальных слоев, так и от производственных воздействий чужеземных образцов. Совершенно незначительное количество наблюдаемых теперь мотивов ХVI и XVII веков, несомненно вступивших в круг крестьянского художественного обращения значительно позднее, чем даты их первоначальных появлений в русском искусстве, не позволяет говорить о сильных внешних влияниях на его иконографический репертуар. Крестьянское искусство пребывало в кругу неизменных первичных, через века проходящих, тем, рожденных древнейшими религиозными и обрядовыми культами. Наиболее старые и типичные формальные проявления крестьянского искусства ясно говорят о длительнейшей замкнутости иконографии этого творчества; резное дерево и вышивка отмечают нам древнейшее культурное состояние носителей этого искусства.
<<< Художественный быт крестьянского искусства. Часть 6.
Художественный быт крестьянского искусства. Часть 8. >>>
<<<Оглавление>>>