«Об искусстве». И у меня велико искушение начать рассказ с картин Коровина и Боголюбова, эскизов Серова, Ренуара, Ульянова, украшающих стены его квартиры. И о коллекции бабочек. И о забавном рисунке внука. Все это порой помогает определить характер хозяина квартиры. Но начинаю с главного, с того, зачем я, собственно, и пришел: меня интересовали мысли художника о народном лубке, о графиках начала революции и последующих лет. Мы говорили о В. Лебедеве. В. Гончарове, В. Фаворском... Конечно, я расспрашивал о Маяковском. И задал вопрос о том, что как-то огорчало меня много лет. Дело в том, что Клим Самгин в изображении Кукрыниксов напоминал одного крупного литературоведа, в прошлом друга М. Горького, удивительного человека, яркого, своеобразного, очень цельного и доброжелательного. Он поддержал меня на ученом совете института имени Герцена во время защиты моей диссертации. И сходство его с Климом Самгиным на рисунке меня просто мучило. Когда я назвал его фамилию, Михаил Васильевич удивился: он, конечно, знал его имя, но сходство ученого с изображенным Кукрыниксами героем книги было случайным, - факт отождествления горьковского персонажа с ленинградским ученым отрицался на корню!
Работы Кукрыниксов очень помогли мне - и не только мне - многое понять в литературной жизни и борьбе 20-х - начала 30-х годов.
Уже позднее в Ленинграде я неожиданно получил от коллекционера В. Е. Якимовича, собиравшего все, что связано с отечественной сатирой, рисунки из журнала «Смехач» № 42 за 1928 год. На одном из них была изображена сценка в КПЗ - камере предварительного заключения. Милиционер, одетый по всей форме, выпускал на волю угрюмого, упрямо отводящего от него глаза босяка.
<<< Популярность известных художников
<<<Оглавление>>>