Мы прошли в его огромную мастерскую, из окна которой была видна Симеоновская церковь.
Я задавал Владимиру Васильевичу вопросы, и он, прерывая время от времени свой рваный, движимый вдруг возникающими ассоциациями рассказ, приносил книги, газеты, извлекал полотна.
Полки. На них холсты - портреты, натюрморты, пейзажи.
Несколько мольбертов: на одном - пейзаж - уголок улицы, где жил художник; на другом - незаконченный портрет совсем молоденькой девушки. Едва заметная и, кажется, наигранная грусть. А за этой грустью великолепное, такое ощутимое, горячее чувство жизни!
Еще полки. На них книги: собрание томов Д. Ровненского «Русские народные картинки» (мечта фольклориста!), книги по древнерусской живописи, об Александре Иванове и Пикассо...
Здесь уместно сказать, что В. Лебедев собрал потрясающую библиотеку по искусству. Я слышал о ней еще до знакомства с художником. Она всегда была предметом восхищения его друзей; еще недавно Валентин Иванович Курдов, говоря о каком-то редком издании первых революционных лет, сообщил мне, что видел его лишь однажды у Владимира Васильевича. Особенно полно были представлены в этой библиотеке импрессионисты, постимпрессионисты и кубисты. И прежде всего столь любимый В. Лебедевым Огюст Ренуар.
В соседней комнате две иконы: одна - новгородского письма, другая - суздальского.
Работ самого хозяина мало. Жаль, что не вижу его полотен того времени, когда он был профессором ВХУТЕМАСа.
И нет репродукций его плакатов РОСТА и плакатов ТАСС.
И нет иллюстраций к детским книжкам. И вообще очень многого нет! Все это в музеях и в частных собраниях.
<<< Искусство, рождающее фантазию
<<<Оглавление>>>