Портрет художника

Не будем спорить о том, когда наиболее полно прозвучали те или иные мотивы у художника, как, впрочем, и с другими положениями этой статьи 1933 года. (Статья писателя впервые была опубликована в журнале «Творчество» в 1958 году.) Отметим общую оценку мастера, которую можно было повторить и десятилетия спустя.

На последней выставке Ладо Гудиашвили, состоявшейся в Тбилиси, а затем в Москве, было представлено немного работ первого периода его творчества. В частности, не вошли легендарно-исторические картины «XII век» и «Солнцеликая», известные по репродукциям, помещенным в журнале «Аре» в 1919 году. И в той и в другой особенно четко ощутима связь и с фреской, и со старой испанской миниатюрой. Но были другие работы тех лет, совсем в ином плане-«Кутеж кино с женщиной», «Портрет художника Сигизмунда Валишевского». Резкость очертаний, суровость интонации, немалая доля сарказма, социальное видение мира. Здесь особенно очевидна связь художника с новыми этапами национального народного искусства, с Н. Пиросманишвили, с лубком, с живописным фольклором конца XIX - начала XX века. Связь эта глубинна. Ни в этих полотнах, ни в таких шедеврах, как «Хаши», «Рыба «Цоцхали», «Тост на рассвете», мы не найдем, естественно, ни образов вывесочников, ни тем более старой фрески или миниатюры! Но связь эта есть - и в умелой передаче народных характеров, и в подчеркнутой значимости действующих лиц. Речь идет о современном живописном фольклоре - об обращении к улице с ее обитателями. Желтовато-синие лица людей, изломанные изгибы рук и ног, сумеречное освещение или свет раннего утра - все это создает особое ощущение какой-то жизненной неустроенности. Когда-то в статье о художнике я писал: «Герои художника этих лет - чаще всего люди «дна»-бродяги, бездомные, полунищие.


<<< Писатель П. Павленко

Несколько живописных работ художника >>>

<<<Оглавление>>>