Враги молодой Советской республики

В каждом его полотне было не только ощущение времени в них бушевала и жадная любовь к жизни, восторг перед ее неповторимостью, чувство сопричастности ей. Любое из этих произведений способно было вызвать спор, были дискуссионные порой и сам выбор натуры, и приемы письма. Но бесспорно одно: в них ярко ощущалась глубокая эмоциональность - качество, которого начисто были лишены работы эпигонов.

Враги молодой Советской республики изобличались Лебедевым с веселой злостью. Меньшевики, шепчущиеся с заводовладельцами, зубастая рожа спекулянта, лишенные человеческого выражения лица буржуев и кулаков все это было нарисовано лаконично, доходчиво, остро. Но кроме сатирических черт в иных плакатах Лебедева были и черты героические. Все это говорит о стремлении художника не только понять сложность эпохи, но и войти в нее активным участником событий.

Говоря о том или ином писателе или художнике, мы иногда забываем конкретную обстановку, в которой он работал, влияние его окружения. Хороши были бы мы, если бы увидели в гениальной поэме Блока «Двенадцать» лишь сумму уличных попевок. Но когда речь заходит о живописи первых послереволюционных лет, мы порой забываем о противоречиях эпохи. А без учета их нам не понять, не объяснить, например, цикл графических работ В. Лебедева «Улица революции» (потом художник назвал его - «Панель революции»), заставляющих вспомнить прежде всего «уважаемых граждан» М. М. Зощенко.


<<< Страницы прошлого

Искусство, рождающее фантазию >>>

<<<Оглавление>>>