Преподанное мастерство

Я вспомнил об этом разговоре, о полотнах художника и о его друзьях много лет спустя, прочитав в очерке Андрея Белого о посещении им в 1928 году музея в Ереване.

«Но все заслоняет - Сарьян; его зала - омега и альфа, здесь краски слагают из вспыхов суровые синтезы местных ландшафтов, приподнятых до схемы-образа, ставящего перед сознаньем: восток вообще; они - противотипичны; и вместе: они - яркий быт; в них и натурализм, и романтика пересекаются в реалистических символах философемы, рассказанной глазом, умеющим видеть; будь то уголок Эривани, будь то космогония, видишь плоды терпеливой фантазии, собранные с необъятного поля эскизов, проделанных кистью, иль глазом без кисти, или осознанием ряда увиденных тем.

Встали лозунги Петрова-Водкина:

- Живопись: это - наука увидеть.

Я видел Армению - два уже дня: но увидел впервые в полотнах Сарьяна; их вынес позднее на улицу, в поле, чтобы там развивать мне преподанное мастерство: уметь видеть».

Почему-то зашел разговор о «меценатах». Сарьян говорит:

- Журнал «Золотое руно» принадлежал Рябушинскому. Тогда вообще много меценатов было. Было в моде помогать художнику. Но некоторые - Третьяков или Морозов - действительно понимали, а другие - только из моды... Была группа молодых художников... Вот он собрал молодых (это, очевидно, о Рябушинском. - Д. М.) модернистов, формалистов, каких-то там еще - штамп найдут. Все, что отличалось от передвижников. Некоторые с большим дерзанием, как всегда у молодых, ругали старое, другие помалкивали и писали. Но так и осталась в искусстве «Голубая роза». Остались имена - Павел Кузнецов, Уткин, Миллиотн, Крымов...


<<< Видение мира

Разговор о влиянии средневековой армянской архитектуры на готику >>>

<<<Оглавление>>>