Великолепный знаток народного орнамента

В этом старом городе я познакомился с мастером. О нем известно всем, кто хоть сколько-нибудь соприкасался с искусством Узбекистана. Я познакомился с ним в музее, где Абдулла Балтаев - так его зовут один из старейших и уважаемых сотрудников. После короткой беседы о Хиве, о ее истории я стал расспрашивать этого художника о его работе.

Дело в том, что уста (мастер) Балтаев - великолепный знаток народного орнамента. По его эскизам выполнены многие детали дворцов, театров, клубов, ему принадлежит разработка декоративных мотивов и в дереве и в ганке (алебастре). Старый друг Балтаева резчик Ата Палван воплощает замыслы художника в материале. В альбоме «Хивинский узор в собрании народного мастера Абдуллы Балтаева» приведены собранные им образцы народного орнамента. Автор текста А. С. Морозова пишет: «По его рисунку были реставрированы расписные потолки айвана, и потолки в приемном зале бывшего дворца Куня-Акр (ныне областной краеведческий музей в Хиве), и фасады многих исторических памятников, покрытых керамической облицовкой. Имя А. Балтаева, мастера, хорошо использующего традиции хивинского народного декоративного искусства, приобрело известность».

Вскоре после войны Балтаев был привлечен к отделке Ташкентского театра имени Навои.

Но Балтаев не только хранитель народной традиции, он еще и создатель новых художественных форм. Его орнамент напоминает какие-то невиданные травы, какие-то немыслимые цветы, но никогда не связан с непосредственным подражанием. Я попросил мастера набросать мне на листе бумаги несколько линий, которые он счел бы наиболее характерными для узбекского орнамента в его толковании. Уверенно и быстро провел он несколько кривых, то утолщающихся, то переходящих в стилизованные листья.


<<< Передовые люди Хивы

Правление последнего хана Сайда Абдуллы >>>

<<<Оглавление>>>