Ты просто ощущаешь себя идущим тропой, начавшейся где-то в далеком прошлом.
Разумеется, когда потом начинаешь анализировать, обаяние сказки уходит. Хива производит впечатление не меньше, чем, скажем, Бухара, но это впечатление - от старого города в целом, от человеческого улья, от сплошных сот старинных жилищ, от узора стен, дувалов и крыш. Все они под цвет земли, из которой выросли. И это, конечно, трудно забыть.
Что же касается пестрых, синих и зеленых, иногда чуть пузатеньких минаретов, которые неизбежно украшают открытки с видами Хивы, то они действительно своеобразны и ярки, но часто так же относятся к древностям Бухары и Самарканда, как, скажем, храм Спаса на крови в Ленинграде к храму Василия Блаженного в Москве. И в цвете есть что-то общее, и в форме как будто что-то есть, а вот мысль, идея, сердце здания уже не те... Многие минареты и медресе Хивы - это середина XIX - начало XX века.
Передовые люди Хивы довольно ясно представляли, где живут, в каком обществе. Выродившиеся ханы - те вовсе не считали нужным маскировать свою жадность, тупость, трусость. Они вмешивались в дела строителей главным образом для того, чтобы стереть со стен имя своего предшественника или попросту устранить зодчего, подозрительного им по своим симпатиям: а вдруг он в заговоре?
Все это отражалось в архитектуре, часто помпезной, броской и подражательной (я говорю, так сказать, о концепции архитектуры в целом, мастерство умельцев, знатоков народного орнамента, резчиков и пр. не подлежит сомнению!).
Великолепный знаток народного орнамента >>>
<<<Оглавление>>>