Ярко-красный фон ахалтекинского ковра

Вероятно, магия и впрямь присутствовала на ранних ступенях возникновения орнамента. Поиски лаконичных, обобщенных, вобравших в себя тысячи деталей форм должны были быть не только отражением окружающего мира, но и попыткой создать инструмент воздействия на него.

Геометрия? Кубы? Круги? Параллелепипеды? Не совсем так.

Справедливо пишет Г. Пугаченкова, автор книга «Искусство Туркменистана», о том, что туркменский орнамент в действительности «геометризирован, а не геометричен», и подтверждает эту мысль этнографическим анализом, обнаружившим в орнаменте ковров и зооморфные мотивы, и формы растительного мира (листья, цветы, плоды), и геральдику различных племен, и талисманы, и космические мотивы (звезды, солнце, луна и пр.).

Ярко-красный фон ахалтекинского ковра, медальоны - удлиненно-овальные, подобные - так кажется мне - то мерцающим глазам, то каким-то неизвестным плодам; темно-красный фон иомудского ковра с бордюрами - похожими то на крылья неведомых птиц, то на какие-то корабли. Рисунок керкинских, кизилякских, човдурскнх ковров, как и всякий народный орнамент, не может быть легко и просто отнесен к какому-либо реальному предмету. Змея? Глаз орла? Листья деревьев? Травы? Кристаллы? Пламя? Гадать трудно, - кому в детстве не приходилось вглядываться в рисунок обоев или теней, находить в них человеческие лица, фигуры, группы людей.

...Ковры ткутся месяцами, даже годами. В них вносятся новые темы и рисунки; сейчас Аннакулиева и Захирова работают над ковром - портретом Кирова - подарком колхоза «Социализм» колхозу, носящему имя Сергея Мироновича.


<<< Механизированное творчество

Реальные предметы >>>

<<<Оглавление>>>