Дурдыгозель Аннакулиевой шестьдесят пять лет. У нее доброе лицо диккенсовских бабушек, мягкий взгляд через очки. На фабрике она с ее основания - вот уже треть века, половину своей жизни; сказать, когда соткала она свой первый ковер, не может - не помнит. Ковровщицей были ее мать Бибигозель, и бабушка Шекер, и старшая сестра Тиллагозель...
Искусство ковровщиц было наследственным. Сейчас традиция прервана: приходят люди, ранее не помышлявшие об этом искусстве (кстати, среди работниц много русских - есть среди них заслуженные ковровщицы республики), а дочери Аннакулиевой - их пять - окончили техникумы и институты, приобрели другие профессии.
Записываю название инструментов. Рядом с Дурдыговель лежит нечто похожее на большую вилку - для уплотнения ткани и изогнутые ножницы - для подстрижки ворса. Не хочу, да и не могу, пускаться в технологию коврового дела... Могу лишь восхищаться отработанной точностью движений мастера, сочетанием автоматизма и напряженного внимания.
...Дурдыгозель работает с напарницей - Халтач Захировой - тоже заслуженной ковровщицей республики. Они всегда вместе. Так их фотографируют газетчики. Так снял их и я...
Захирова моложе, но тоже одна из старейших мастериц.
За руками Дурдыгозель уследить почти невозможно; вспомнится стремительные пальцы прославленного пианиста, когда клавиши становятся продолжением нервов, включаются в эмоциональный круг творчества. Возникновение узелка и даже появление деталей рисунка - процесс всегда удивляющий, почти магический таким предстает он перед наблюдающими за работой Дурдыгозель.
Ярко-красный фон ахалтекинского ковра >>>
<<<Оглавление>>>