Узбекистан - страна сохранившихся народных ремесел

Ферганская долина - это ведь не только хлопок, это еще и мастерство художников.

Я был во многих местах и в Коканде, и в Фергане, и в поселке Московский, и в Чуете, в нескольких колхозных музеях - их немало теперь в республике, и поражали они не только хранящимися там экспонатами: глиняной посудой с великолепным орнаментом, удивительной резьбой по дереву и, наконец, такими исчезнувшими предметами, как деревянная обувь, и т. п. Я поражался энтузиазму людей, чаще всего неспециалистов, которые вдруг увидели художественную и историческую ценность в, казалось бы, просто старых, ненужных вещах.

Боюсь, что прошли мимо историков искусства Востока «деревянные актеры» (я видел их в запасниках музея Ферганы) и детские игрушки: движущиеся лошадки и акробаты, с их очень простыми и условными формами, и сложные - сделанные из материи и разрисованные красавицы и богатыри. А между тем в этом искусстве, еще не «осувениренном», подлинном, есть черты того, что мы гордо называем национальным характером.

Вопрос о сохранении народных ремесел (как и вопрос о сохранении классического народного языка) - вопрос не праздный, и меньше всего он связан с разговорами о так называемой «экзотике».

Было бы смешно, если бы строители сегодняшних корпусов ориентировались на планы средневековых городов или схемы средневековых зданий. Конечно, время глиняных мазанок и скучных дувалов прошло, но как добиться того, чтобы мы видели отличие, скажем, новых зданий Андижана и Намангана, Самарканда и Ургенча от зданий Москвы, Минска, Вологды? Я знаю, что и в этом направлении идет работа, и новое строительство Ташкента порой говорит об успехе.


<<< Почерк мастера

Вопрос о сохранении народных ремесел >>>

<<<Оглавление>>>