Моисеенко побывал в городах, ослепительных по своим краскам, где, по выражению Маяковского, даже «воздух, как сладкий морс».
Но пышность, причудливость линий, блеск не привлекали его. Это было время, сложное для этой страны. Незадолго до поездки художника академик В. Афанасьев писал о процессах, происходящих в ней:
«В Испании бушуют политические страсти. Вырабатывается конституция страны. Как грибы после теплого дождя возникают все новые партии и организации, издаются все новые газеты и журналы. От крайне правых - наследников франкизма и крайне левых до коммунистов - таков аспект политических партий и групп Испании октября 1977-го. После почти сорока лет диктатуры, когда всякое не то что свободомыслие, но и элементарное выражение мнений жестоко преследовалось, кажется, что вся Испания включилась в большой, острый и трудный разговор о своем прошлом, а особенно о настоящем и будущем».
Конечно, все это не попало, да и не могло попасть, на полотна, в зарисовки писателя. Но ощущение тревожности и ощущение надежды, как бы разлитое в самом воздухе, советский художник ощутил. И ощутил те качества испанского народа, которые восхищали Э. Хемингуэя, И. Эренбурга, А. Мальро, М. Кольцова, К. Симонова...
Удивителен по восприятию страны пейзаж Севильи - изгиб каменных скал, ощущение зноя, который нестерпим в августе и замирает к поздней осени, белизна камня, чуть окрашенного солнцем.
Кордова. Замки на пути. Мастерская Эль Греко. Великий художник у мольберта. Стремительны его движения, его порыв. Самый стиль, духовная суть его живописи ощутимы в стиле письма Моисеенко, в подчеркнутой одухотворенности фигуры Эль Греко, в ее трагичности в самой композиции этой вещи.
Влияние испанской живописи >>>
<<<Оглавление>>>