Это поэма в красках, где прочитывается каждая деталь - и огромные, полные ужаса глаза женщин, и босые ноги, и следы шин только что уехавшего грузовика, и красная гимнастерка на долговязой девице, и платок, чуть задержавшийся в руке девушки в белой кофте... Страшная, оставшаяся в каждой душе сцена...
И еще раз возвращается художник к теме Победы в полотне, названном «9 мая».
Это удивительная картина. Вероятно, ее можно было бы назвать групповым портретом, но, скорее, это сложная многофигурная композиция, скрепленная решеточкой балкона на первом плане и окном в глубине.
«9 мая» - это о них и о нас. О тех, кто на полотне, и о тех, кто у полотна. И откровенная скорбь совсем еще не старой женщины, к которой вернулось страшное ее военное детство. И подчеркнутое «отключение» старухи-вдовы, усилием воли выбросившей себя из прошлого и отдавшей себя новой, детской жизни, - на руках ее внук. И какая-то неопределенность, может быть с опозданием пришедший испуг, на лицах старых людей - ее и его, по всему - участников войны (радость, настоянная на слезах!). И вежливое замешательство молодых, скорее, попавших под общее настроение, нежели понимающих до конца значение того, что происходит... Плавают в воздухе детские шарики, мелькают голубиные крылья, поблескивают бокалы. И - неподвижность. И - тишина.
Очень органична эта группа людей. Удивительно пластичное решение, объединяющее их и определяющее все человеческие отношения между ними и зрителями. И балкончик не отделяет их от нас.
<<<Оглавление>>>