«Черешня»-это пауза в бою. Застывшая тачанка перед новым рейдом в тыл противника. Это юг, начало лета. Сладковатая горечь, поднимающаяся от самой земли. Не случаен силуэт «максима» на фоне неба, не случайны разбросанные по полотну полные неуходящего физического напряжения фигуры. И усталость, усталость...
Полотно «Комиссар» тоне имеет на втором плане «тачанку-растачанку». Но здесь господствует иное психологическое решение, иное видение героя. Комиссар с повязанным лбом вышел из боя. Отдых. Но работает мысль, нет напряжения мышечного, но есть напряжение мысли.
Обтянутое кожей сухое лицо. Бывший рабочий-печатник, ушедший в революцию? Металлист? Студент?
Я вспоминаю строки из стихотворения Ярослава Сме-лякова «Рязанские Мараты»:
Когда-нибудь, пускай предвзято, обязан будет вспомнить свет всех вас, рязанские Мараты далеких дней, двадцатых лет.
Вы жили истинно и смело под стук литавр и треск пальбы, когда стихала и кипела похлебка классовой борьбы.
В статье «От сердца к сердцу» Е. Моисеенко писал: «В искусстве важна основа - что хотел сказать художник, что утвердить. А для раскрытия замысла может быть взят тот жанр, который и даст возможность наиболее ярко развернуть размышление и приобщить к нему людей.
Скажем, «Моцарт и Сальери» Пушкина. Разве речь в этой маленькой трагедии только о музыкантах? Здесь поставлены многие нравственные вопросы: конфликт между творчеством и ремесленным профессионализмом, бескрылостью, а порой и вредностью ремесленничества и озаренностью таланта; о подлости, зависти, доброте; о бессилии и щедрости.
<<< Мрачный колорит с аскетической и суровой гаммой цветов
<<<Оглавление>>>