В режиссерской разработке этой гравюры А. Гончаров оставил простор для нашей фантазии: Маяковский - полемист, Маяковский - лирик, Маяковский - человек вечной юности.
Вспоминаю иллюстрации А. Гончарова к поэме Сергея Есенина «Пугачев». Всадник на мирном коне, человек в башкирском халате, положивший руку на меч, а на первом плане фигура отрока. Поэт? Гонец?
Иллюстрации вышли из текста, стали комментарием к нему, дополнением.
Очертания как будто бы недорисованного всадника на втором плане совершенно неожиданно уводят нас в иную эпоху - в гражданскую войну. Вольно или невольно происходит временной сдвиг.
А. Гончаров не раз вступал в полемику с медленно текущим временем - «замедляя» или «торопя» его бег.
Передо мной две работы А. Гончарова: знакомые еще с детства иллюстрации к «Салавату Юлаеву» С. Злобина (сражающиеся всадники, уже как бы взлетевшие над землей, в окружении почти ирреальных, вознесенных в пространство воинов и солдат) и более поздняя - титульный лист к каталогу «Пятнадцать лет Красной Армии» (1932).
В первой работе легендарность идет рука об руку с исторической достоверностью - яркость характеров, точность костюмов и динамизм... Люди, кони, сабли... Все это сдвинуто, все соединено вместе - появляется то, что называется в кинематографии двойной экспозицией.
Во второй работе прием сближения времен решается проще - пограничник, сжимающий винтовку, а на отбрасываемой тени - герои гражданской войны - солдаты, рабочие, партизаны.
<<<Оглавление>>>