Старый верный Вейнемейнен

Мы не раз говорили выше о «школе двадцатых годов», о поиске и т. д. Но школа - не подражание, школа еще и полемика. Не знаю, сознательно или нет, но «Калевала» В. Курдова полемична не только по отношению к каким-то мягко-уютным иллюстрациям к эпосу, которые возникали сравнительно недавно. Это еще и полемика с известной работой П. Филонова и его школы. В. Курдов посвятил П. Филонову много страниц, порой полных восхищения, порой достаточно критичных. Но «Калевала» В. Курдова - спор с «Калевалой» филоновского «коллектива аналитического искусства», спор о том, как толковать этот великий эпос.

В. Курдов дал галерею образов, как бы синтезирующих мифологические черты персонажей и их реальное толкование поздними сказителями, где родовые обряды, уходящие в систему мышления родового общества, соединены с поздними понятиями - великий мастер и певец, утопическая страна счастья, поэзия повседневного труда.

Вейпемейнена у В. Курдова не назовешь «простым мужичком», даже «мастером», он наделен высшей мудростью и в то же время человечен, он поэтичен, и в нем есть какая-то сила магии или даже шаманства.

Старый верный Вейнемейнен Проводил покойно время Посреди лесов ВеГшела. По дубравам Калевалы, Распевал свои там песни. Песни мудрости велико,!.

Перевод Л. Вельского

И, ощущая силу его глаз, пронизывающих завесу времен, понимаешь, почему стремятся к нему любимые В. Курдовым соколы, и куропатки, и утки - весь пернатый мир страны озер. И почему звенят ему в такт листья берез. И почему застыли сразу и солнце, и месяц... Этот упорный взмах оторвавшейся от струн руки, это высеченное временем вечное лицо, этот открытый рот - вот он, великий герой эпоса.


<<< Школа природы

Далекие мифы о героях и их подвигах >>>

<<<Оглавление>>>