Произошло это не в детстве, как я предполагал, а гораздо позднее, уже в 1930 году, когда он ездил навестить родителей на Урал. Там он получил в подарок целую кипу лубочных картин. И вот...
Несколько лет назад художник вернулся к этой работе: он создал серию литографий, где варьировался все тот же мотив - эпизоды гражданской войны, борьба с белыми.
В новом варианте книга так и называлась - «Красные и белые».
Но большого удовлетворения она не принесла. Будто бы современника великих лет вытеснил в ней историк.
И снова взялся художник за эту работу, за акварели о легендарных годах.
Хотел дать подписи - стихи современных поэтов. Но друзья В. Курдова - Михаил Дудин, Сергей Орлов и др. - отсоветовали.
Сейчас этот альбом-выставка - 22 листа - назван «Песни революции». В. Курдов не повторил самого себя. Спустя сорок с лишним лет он постарался снова прийти к истокам своего творчества - к лубку, к агитплакатам... Новая серия работ сложнее той, ранней - определеннее, увереннее стал рисунок, глубже цветовая гамма. Можно спорить о целесообразности ухода от линейности раннего варианта, но то, что работа не только не потеряла своей агитационной броскости, но и приобрела психологизм, несомненно.
Яркость локальных цветов, броскость, слитность с текстом - черты этой работы.
Следует остановиться еще на одной из совершеннейших работ В. Курдова - его альбоме литографий «По дорогам войны», выпущенном издательством «Художник РСФСР».
<<< Драматизм социальных конфликтов
<<<Оглавление>>>