Патетика и лиризм

Работу Кукрыниксов в «Правде» нельзя рассматривать отдельно от всей их художественной работы в целом. Рецензируя первый том собрания их работ, Борис Ефимов совершенно правильно писал: «Это подлинные графические «эссе», рассказывающие о человеке больше и глубже, чем иной литературный очерк». Совершенно справедливо он отмечал соседство таких «совершенно полярных по духу и направленности рисунков, как, с одной стороны, злых, исполненных гнева и презрения карикатур, бичующих итало-германских фашистов, разбойничающих в Эфи-Г опии и Испании, и их покровителей из пресловутого «комитета по невмешательству», а с другой - тонких и лирических иллюстраций к произведениям А. П. Чехова».

1983 год был даже для исключительно работоспособ ных художников годом уникальным. Читатели «Правды» могли видеть их работы на страницах газеты каждые три-четыре дня, а то и чаще!

2 января. «Львиная привязанность»: злобный и высохший британский лев, с вытертым, источенным молью хвостом и в обязательных дамских туфельках, накидывает петлю на шею Ольстера - человека, прикованного к стене. Этот рисунок подтверждает, что и в работах художников последнего времени органически сливаются в единое целое сатира, патетика и лиризм, разумеется, патетика и лиризм в той ограниченной степени, в какой это доступно избранному ими жанру.

Патетична и другая работа: через высокий забор перекидывается нога пентагоновского генерала - нога в виде черной бомбы, а десятки рук хватают эту бомбу клещами. И видно, что клещи эти цифра «3»-последняя цифра сочетания «1983».


<<< Призыв к миру

Образующая свастика >>>

<<<Оглавление>>>