Постоянная тема Дега

В то время как Ренуар передает реально полученное впечатление от движения на одной из оживленных площадей Парижа, Дега вызывает представление о движении путем только тонко рассчитанной композиции.

Не жертвуя ничем в четкости своего видения, в определенности пластической формы, Дега хочет добиться ощущения движения. И, действительно, поза Лепика - энергичный наклон его туловища вперед - рождает у зрителя впечатление движения, даже быстрых темпов этого движения; пустое пространство сзади фигуры Лепика воспринимается зрителем как пространство, только что на его глазах пройденное Лепиком; срезанная слева рамой фигура прохожего, опирающегося о палку, будит впечатление о движении, направленном в ту же сторону, но замедленном, неуверенном. Дочки Лепика, борзая даны в контрастном и тоже замедленном движении. Игра этих разноречиво направленных сил оживляет композицию, придает ей жизнь. Дега выходит победителем перед лицом, казалось бы, неразрешимой задачи.

Еще одна тема постоянно встречается у Дега, приобретая постепенно все большее значение и становясь в позднем его творчестве доминирующей: это изображение женщины за туалетом, женщины, садящейся или выходящей из ванны, моющейся, вытирающейся.


<<< Ренуар в эскизной, беглой манере

«Я рожден, чтобы рисовать» >>>

<<<Оглавление>>>