Характерно, что к теме театра Дега подходит впервые как портретист. В 1868 году он пишет портрет артистки Фиокр в балете «Источник», вещь неудавшуюся, в которой специфика сцены еще мало продумана, не выражена. Но в том же году Дега создает свой замечательный «Оркестр», изумительную портретную группу, где вокруг друга Дега фаготиста Дезире Дио расположились его коллеги по оркестру. Это полноценное портретное изображение со всей остротой индивидуальных характеристик. Все дано в действии, музыканты усердно выполняют свою партитуру, в то время как на заднем плане в неясных контурах передана сверкающая феерия сцены: дана группа балерин, вернее, их освещенные светом рампы пачки; рама картины срезает их плечи и головы, барьер рампы - ступни ног. Дега сразу находит решение, небывалое по остроте и смелости, чреватое бесконечными возможностями, которые художник сумеет отсюда вывести.
Действительно, в 1870-1880 годах тема театра - одна из любимейших у Дега. Постоянный абонент оперы, Дега изучил своеобразный мир театра, причем его привлекает скорее не опера, а балет, со всей его спецификой. Художник всесторонне обыгрывает сценическую площадку со всех мыслимых точек зрения. То он передает впечатление зрителя, сидящего в партере, в третьем его ряду: перед нами ряды зрителей, далее, за барьером, тесно сбившаяся группа музыкантов, а на сцене нежные, призрачные существа, словно колеблемые ветром на фоне фантастической архитектуры («Балет «Роберт Дьявол», 1872; известны два его варианта).
<<< Дега редко прибегает к эффектам
Порхающая на сцене «Прима-балерину» >>>
<<<Оглавление>>>