Картина Дега призвана рождать убеждение

Что же в этой системе работы, где все наблюдения многократно проверялись, изменялись и усовершенствовались, напоминает метод беглой фиксации явления у импрессионистов, дорожащих именно ее непосредственностью, свежестью?

Импрессионист стремится зафиксировать конкретное явление, которое в данный момент он наблюдает, и именно в том виде, как он его непосредственно наблюдает. Картина импрессиониста призвана рождать убеждение, что именно так воспринималось данное явление художником: она передает пережитое впечатление художника.

Дега изображает не столько единичное явление, виденное в такой-то момент, сколько экстракт, сгусток действительности, свое обобщенное на основании многих данных представление о действительности. Картина Дега призвана рождать убеждение, что именно так должно происходить событие в действительности. Для Дега вовсе не обязательно непосредственно наблюдать в действительности изображаемую сцену. Для него важна не непосредственная фиксация единичного восприятия явления действительности, но изучение и всестороннее познание всех элементов данного отрезка действительности, из которых он создает затем свои столь жизненно убедительные композиционные построения. Это - метод художника-реалиста, передающего не беглые, случайные впечатления от действительности, а свое углубленное представление о ней.


<<< Всякое искусство есть искусство жертвовать

Стремление передать в искусстве движение >>>

<<<Оглавление>>>