Всякое искусство есть искусство жертвовать

Его зрительная память была феноменальна; она фиксировала с необычайной четкостью жесты и движения, ускользавшие в силу своей текучести от наблюдения обычного зрителя; в стенах мастерской Дега восстанавливал виденное, отбрасывая случайное, маловыразительное, отцеживая свои впечатления, добиваясь характерного, острого, лаконичного. «Всякое искусство есть искусство жертвовать», - любил часто повторять Дега.

Он долго вынашивал, долго работал над задуманным образом. Любое движение, любой жест он не уставал проверять на натуре, повторяя рисунок бесчисленное количество раз, добиваясь решения, которое его полностью бы удовлетворяло. «Нужно переделывать по десять, по сто раз один и тот же сюжет. В искусстве ничто не должно походить на случайность, даже движение», - пишет Дега скульптору Бартоломе.

Дега был строг к себе. Его обеспеченность делала его независимым по отношению к рынку; художник работал в первую очередь для себя, для удовлетворения своей потребности. Он не боялся переделок, бесконечно затягивавших работу, приводивших порою к порче произведений; многие его картины годами не покидали его мастерской. Дега продолжал работу над ними, открывая необходимость все новых и новых исправлений. Многие другие произведения были брошены в незавершенном состоянии как неудавшиеся, безнадежные.


<<< Как работал Дега?

Картина Дега призвана рождать убеждение >>>

<<<Оглавление>>>