Мы видим, что уже чисто тематически работы Дега сильно отличались от работ основной группы импрессионистов, для которых ведущей темой был пейзаж, фигура в пленере. Еще глубже, как мы это увидим, было различие художественных методов Дега и Клода Моне и его друзей. Каково же было действительное положение Дега среди группы импрессионистов?
Дега был одним из организаторов «Анонимного общества художников - живописцев, скульпторов, граверов» - таково было официальное название выставок импрессионистов. Но он с самого начала был далек от основного ядра группы: Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, Гийомена, Сезанна, Берты Моризо с их радикальными установками. Вступая в новое общество, Дега вовсе не мыслил его объединением стоящих на единой платформе «непримиримых» новаторов; он хотел создать, так сказать, «внепартийное» общество, где наряду с «непримиримыми» могли бы выставляться и талантливые представители искусства, обычно допускаемые в Салон; он приглашает поэтому де Ниттиса, Лепина, Колена, Руара, Кальса, Бракмона и других, работы которых не могли вызывать протестов публики. В «Обществе» формируются как бы два течения: Клода Моне и Ренуара поддерживает Ривьер, Дюранти является идеологом группы Дега. Эта внутренняя борьба в «Обществе» нашла себе и литературное отражение. В1876 году Дюранти выпускает брошюру «La nouvelle peinture», где он говорит о новом течении, но не называет имен художников. Разъясняя установки импрессионистов, Дюранти принимает позу их защитника, но все же делает ряд критических замечаний в отношении основного ядра импрессионистов, противопоставляя им Мане и Дега.
<<<Оглавление>>>