Ироническое отношение Мане к исторической живописи

Дега знакомится с Мане, сближается с его кругом, посещает знаменитые пятницы в кафе Гербуа, особенно дружит с Дюранти. Реалистические установки последнего производят на Дега большое впечатление. Не приходится также отрицать возможности воздействия Мане на Дега. Как раз 1865 год--год особой близости обоих художников, запечатленной портретными зарисовками Дега с Мане, - был «роковым» годом для исторической живописи Дега. Резко отрицательное, ироническое отношение Мане к исторической живописи общеизвестно.

Не будем, с другой стороны, упускать из виду, что Дега и до 1865 года вовсе не был только историческим живописцем; его портреты были остро современны и порой жанровы (замечательный «Семейный портрет Беллели», 1859-1862). В 1862 году Дега пишет свою первую картину скачек (картина была впоследствии переписана Дега, но он оставил эту раннюю дату). В 1865 году Дега создает «Женщину с хризантемами», далекую от традиционной успокоенности, уже насыщенную исканием новых приемов композиции. В 1866 году создаются «Дуэт» и «Стипль-чез», в 1868 году - знаменитый «Оркестр», где первопланный групповой портрет музыкантов оркестра подан на фоне просвета сцены, - острый мотив, столь разнообразно разработанный впоследствии художником. Мы видим, с какой энергией, внутренним напором развертывается реалистическое дарование Дега, самобытное, остроиндивидуальное, чуждое какой-либо подражательности.


<<< Ранние работы Дега

Исключительный рисовальщик >>>

<<<Оглавление>>>