Сюжеты художников-академистов

Чтобы передать правдиво спартанских юношей и девушек, Дега изучает современную ему молодежь, подмечает характерную живость, несдержанность движений, угловатые, далекие от красивости жесты. С внимательностью и зоркостью он передает сухие, мускулистые фигуры юношей и девушек, - мы узнаем глаз, воспитанный на изучении кватрочентистов. От этой ранней работы веет свежестью, правдой. Это чувствовал, очевидно, и сам Дега: обычно столь строгий к своим ранним опытам, он все же решился показать публике «Спартанок» через двадцать лет после их создания - на 5-й выставке импрессионистов в 1880 году.

Той же правдивости, реалистической убедительности образов ищет Дега и в других своих исторических работах. Сюжеты, которые у художников-академистов превратились бы в нагромождение пышных аксессуаров, он решает интимно, человечно. Показательна его композиция «Семирамида». Дега избег здесь всякой театральной приподнятости; крайняя сдержанность движений, почти полное отсутствие динамики. Но в этой застылости жестов, в том, как люди, стоящие на вершине, инстинктивно жмутся друг к другу в одну группу, Дега сумел дать почувствовать величие расстилающихся перед ним безграничных пространств и тем придать своему замыслу подлинную торжественность. Тонко прочувствовано движение Семирамиды, остановившейся, словно завороженная, открывшимся перед ней зрелищем. Позы ее спутниц носят на себе отпечаток своеобразной грации, далекой от штампа. Их образы пробуждают отдаленные аналогии с ранними работами английских прерафаэлитов.


<<< Подход Дега к проблеме исторической живописи

Композиция «Несчастья города Орлеана» >>>

<<<Оглавление>>>