Изменения палитры, технических приемов и самого подхода

Новое здесь в известном просветлении палитры, в самом факте писания портрета не в мастерской, а в «полупленерных» условиях теплицы. Можно указать и на слабые стороны «В теплице». Картина страдает известной поверхностностью трактовки портретируемых; здесь нет углубления в индивидуальную психологию и нет, вместе с тем, глубокой типизации образов. Перед нами образец виртуозного, но слишком внешнего мастерства.

Гораздо ярче стремительные изменения палитры, технических приемов и самого подхода к передаче действительности можно показать, сравнивая такие тематически близкие картины, как «Бал в Опере» и «Бар в Фоли-Бержер» (1881). Конечно, «Бал в Опере» - одна из жемчужин французского искусства XIX века, несмотря на свойственные ей недочеты; о них мы уже говорили: недостаточность целостности, преобладание интереса к частному в ущерб общему, откуда и излишняя детализация наблюдения, статичность, отсутствие динамики пространства, недостаточно яркая передача шумной, яркой, насыщенной красками действительности. Конечно, и «Бар в Фоли-Бержер» не лишен своих недостатков; их подчеркивала в свое время даже благожелательная Мане пресса: это недостаточная убедительность построения отражения в зеркале беседующего мужчины. Критику вызвала также и передача световых эффектов. Однако впечатление прогрессивности, плодотворности новаторских приемов Мане, безусловно, доминировало.


<<< «В теплице»

Известный критик >>>

<<<Оглавление>>>