Совершенно иной, свободный и властный подход к натуре чувствуется в работах, выполненных Мане летом того же года во время пребывания у моря, в Берже. Принципы планеризма становятся для Мане чем-то близким, само собою понятным. Парусные суда в море, фигуры купающихся или отдыхающих на пляже, рыбаки, смолящие судно или ведущие его по бурным волнам, - таковы темы его работ, написанных на месте, Полных яркой непосредственности выражения; перед зрителем рождается ощущение широких просторов моря, его шума, его соленого запаха. Особенно хороши «Труженики моря» (1873). Несмотря на беглость выполнения, Мане удалось схватить характерный облик этих крепких, обветренных, выросших на просторе морских стихий рыбаков.
Как чувствует Мане жизнь водной стихии, как передает он ее мощное дыхание! Люди, суда составляют неотделимое целое этих пейзажей, они словно окутаны атмосферой моря. Кисть Мане смела, полна энергии, лаконична и, вместе с тем, эмоциональна. Его рисунок обобщен, исполнен какого-то внутреннего величия. Каждый мазок имеет выражение, живет: здесь нет и признака штампа, готового росчерка, заученной манеры. Удар кисти направлен всегда на передачу существенного; претворяясь в изображенные объекты, он, вместе с тем, как бы восстанавливает процесс написания картины, словно возникающий перед зрителем. Отсюда необычайная трепетная жизненность этих работ.
<<< Изобразитель современного Парижа
<<<Оглавление>>>